Предисловие к звездному каталогу Улугбека. Rambler's Top100

Предисловие издателей к звездному каталогу Улугбека

В наших комментариях уже не раз подчеркивалось, что таблицы движения планет составлены к эпохе 1 мухаррама 841 года хиджры, что соответствует 5 июля 1437 года. К этой же эпохе составлен и звездный каталог Улугбека как результат его собственных наблюдений, но с учетом движения прецессии, которое передвигает неподвижные светила 1° за 70 лет. От эпохи книги Абдуррахмана ас-Суфи - 964 г. до эпохи "Зиджа" Улугбека - 1437 г. прошло 573 года. Следовательно, долготы звезд в каталоге Улугбека должны увеличиться более чем на 8°, в чем мы убедимся ниже.
Каталог неподвижных звезд Улугбека в прошлом издавался несколько раз: впервые был издан на языке оригинала - персидском, Т. Хайдом в 1665 году в Оксфорде (см. Tabulae longitudinis et lattitudinis stellarum jixarum ex observatione Ulugbeighi. Oxford, 1665). Затем, он еще дважды переиздавался в Англии Г. Шарпом в 1767 году и Бейли в 1843 году (см. Memories of the Astronomical Society, XIII, London, 1843). Наконец, в 1917 году каталог был издан в английском переводе (см. Peters H.F., and Knobel E.B. Ulughbeg's Catalogue of Stars. Washington, 1917).
Нами каталог подготовлен на основе десяти рукописей, хранящихся в библиотеках Ташкента, Санкт-Петербурга и Индии, которые характеризованы во введении. Как и в других таблицах Улугбека, в каталоге мы не комментируем цифровые данные по всем использованным рукописям дабы избежать осложнений при наборе цифр. Вместе с тем, долготы и широты звезды в каталоге мы сравниваем с данными в каталогах ас-Суфи и Беруни, так как последний в основу своего каталога также положил каталог ас-Суфи.
Эти авторы и Улугбек величины звезд вслед за Птолемеем делят на шесть разрядов, считая наибольшей первую величину и наименьшей - шестую. Но также внутри каждой величины звезды они делятна три группы: большая, средняя и малая, причем большую обозначают арабской буквой каф (от слова кабир - "большой"), а малую сад (от сагир - "малый"). Мы их обозначаем буквами "б" и "м".
В столбце долгот долгота приведена тремя шестидесяричными цифрами: порядковым номером знака зодиака от Овна до Рыб, градусами и минутами.

Комментарии к предисловию издателей

Нами подготовлен электронный вариант звездного каталога Улугбека на основе издания Зиджа Улугбека академией наук Узбекистана под редакцией А. Ахметова. Это первый общедоступный электронный каталог Улубека, появившийся в российском интернете.
К сожалению, данное издание каталога содержит ряд опечаток, некоторые из которых были нами устранены при составлении электронной версии каталога. Большая часть ошибок заключалась в ошибочном значении широты, которая в каталоге обозначена словами "север" или "юг". Звезды 36, θ и 44 Змееносца имеют южную широту а не северную. В данном случае ошибка в знаке возможно это ошибка Улугбека. По крайней мере, в звездном каталоге "Альмагест" знак широты этих звезд так же определен с ошибкой. Долгота звезды δ Цефея в данной версии каталога составляет "60925", что соответствует 9°25' 6-ому знаку зодиака, но самом деле должен быть нулевой знак зодиака.

Предисловие Улугбека к звездному каталогу

Об определении положений неподвижных звезд по долготе и широте

[Еще] до Птолемея [астрономы] наблюдениями определили тысячу двадцадь две звезды. Птолемей привел их в "Альмагесте", упорядочив по шести величинам1. Наибольшая из них первой величины, наименьшая шестой. Каждую величину он подразделил на три части. Для их различения [одну от другой] их всех представили в сорока восьми созвездиях. Двадцадь одно из них находится к северу от эклиптике, двенадцать на эклиптике и пятнадцать к югу [от эклиптики]. Некоторые из этих неподвижных звезд находятся в самих этих созвезиях, а некоторые около них. Этих [последних] считают внешними [звездами] тех созвездий. Абдаррахман Суфи написал специальную книгу о распознании неподвижных звезд, к которой обращаются все ученые и [безоговорочно] принимают [изложенное в] ней.

До [начала] обсерваторных наблюдений мы тоже частенько обращались к этой книге, написанной Абдаррахманом Суфи, и положения звезд на сфере мы принимали согласно той книге, хотя мы находили это противоречащим виденным воочию. Когда же Аллах способствовал и воспомоществовал нам в стационарном наблюдениии этих звезд, мы нашли положения многих из них не соответствующими наблюдениям эпохе той книги [Абдаррахмана]. Но когда мы расположили эти звезды на поверхности сферы в соответствии с нашими наблюдениями, то мы нашли их совершенно непротиворечащими виденным воочию. И мы этим руководствовались в нашем исследовании2.

Мы наблюдали все звезды в каждом созвездии за исключением двадцати семи звезд, которые из-за [большой] величины их южного расстояния [от небесного экватора] в Самарканде не видны.3 Из этих звезд семь из созвездия Жертвенника4, семь из созвездия Корабля, а это с 36-ого по 41, 44 и 45 [звезды]5, одиннадцать звезд из созвездия Кентавра, - это с 27-ого до конца созвездия6, и одна из звезд созвездия Зверя, - это его 10-ая [звезда]7.

Эти двадцать семь звезд звезд мы переносим в наш "Зидж" по эпохе книги Абдаррахмана Суфи8. А другие восемь звезд, о которых Абдуррахман Суфи в своей книге говорил, что в тех местах, где их заметил Птолемей, он никакой звезды не обнаружил, мы тоже, сколько бы ни ухищрялись, в тех местах ни одной звезды не обнаружили. Поэтому, эти восемь звезд мы в нашей книге не приводим. Эти восемь звезд - 14-я Держащего поводья9, 11-я звезда Зверя10, и шесть звезд вне Южных Рыб11.

В этой таблице звезды мы расположили в соответствии с их положением в начале 841 года хиджры, чтобы по нему могли определить положения звезд в любое время, но в каждые семьдесят солнечных лет прибавляя один градус. И будет известно положение звезды12.